Yodda - новости регионов России

Сачок в руки — и подпрыгивай

15.02.2017, 11:05

Клоун с мировым именем выступил в детском спектакле-утреннике питерского театра «Клоун-герлз». Роберт Городецкий сыграл бессловесного волшебника и выходил в начале и в конце представления. И взрослые аплодировали ему куда сильнее, чем дети.

— Что заставляет вас в 76 лет выходить на сцену? — Это моя работа и мой образ жизни. Пенсию я давно получаю, больше тридцати лет. Я ведь бывший акробат, а там рано пенсию вырабатывают… Чего дома-то сидеть? Работаю с театром «Клоун-герлз» — играю в спектаклях, преподаю им, придумываю фокусы и целые постановки. Считаю, что жить нужно активно.

— Как вам современная детвора? Отличается от своих мам и пап, бабушек и дедушек, которые выросли на ваших представлениях? — Дети особенно не меняются. Они всегда видят, врет или нет артист, выходящий на сцену. Глаза выдают артиста с головой, и дети это прекрасно чувствуют. Современные дети испорчены компьютерами, но, к счастью, они остаются наивными, по-хорошему глупыми. Дети с такой непосредственностью верят в чудеса, что считают меня настоящим волшебником. Они мне письма пишут, просят подарки. Я для них почти Дед Мороз. Кстати, это ведь дети придумали называть меня дядюшкой Робертом. Взрослые клоуны по всему миру, как вы знаете, зовут меня папой. Это известный факт. Но для детей я дядюшка Роберт, меня так и объявляют.

— Золотой состав «Лицедеев» адресовал свои представления в основном взрослым. Хотя и детям это безумно нравилось. Работаете ли вы сейчас для взрослой аудитории? — Да, конечно. Спектаклей много, в том числе взрослые. Недавно вот из Америки вернулся, где выступал для самой разной публики. Моя афиша очень насыщенная — разные города и разные коллективы. Вся жизнь прошла в дороге, и, к счастью, я продолжаю ездить по миру, хотя объехал его вдоль и поперек. Мне нравится, когда каждый день приносит что-то новое. Коллеги меня жалеют и стараются лишний раз не мучить далекими гастролями. И очень зря, по-моему.

— Вас без грима узнают? — Узнают, конечно. Мгновенно. Часто подходят и начинают говорить как со старым знакомым. Как будто мы сто лет знаем друг друга и только вчера виделись. Всегда спрашивают, куда подевались «Лицедеи». Я начинаю объяснять — мол, так и так, из старого состава мало кто остался. Вспоминаю случай, когда я приехал на гастроли в небольшой город, а остальные «лицедеи» припозднились и не успевали к началу представления. Что делать? Зрители начали волноваться, а собрался полный зал. Я оделся, загримировался и отправился на сцену. Верите, нет, целый час я держал публику как мог — что-то показывал, отвечал на вопросы из зала. И зрители, конечно, очень удивились, когда я произнес: «А теперь мы начинаем спектакль». Они-то думали, что представление вот-вот кончится.

— А свой коронный номер «Блю канари» сейчас играете? — А как же. Причем в самых разных составах. Иногда со своими коллегами или учениками, а то и со зрителями. Вытащу из зала двух человек со словами: «Помогите мне, пожалуйста. Вы умеете подпрыгивать». Одному гармошку в руки, другому — сачок. И шепчу на ухо: «Три шага вперед, теперь подпрыгивайте». Кто у меня только не подпрыгивал за эти годы. В Ленинграде был легендарный старенький клоун Борис Петрович Вяткин, он с собачками выступал. Когда я придумал номер «Блю канари», пригласил Бориса Петровича на один из премьерных показов. Номер уже к концу подходит, а его все нет. Вдруг слышу из-за кулис его крик — он на черной лестнице заблудился. Я бросаю ребят, кидаюсь за кулисы и вытаскиваю ничего не понимающего Бориса Петровича на сцену. Вручаю ему сачок, и мы продолжаем петь. «Чего делать, Роберт?» — ошарашенно спрашивает он сквозь зубы. «Подпрыгивай», — говорю я. И он честно подпрыгивал.

— Ваше детство пришлось на военные и послевоенные годы в многострадальном Ленинграде. Почему выбрали клоунаду? — Не сразу выбрал. Я ведь работал и эквилибристом, и жонглером, ходил по свободной проволоке. Ради родителей, чтобы их пожалеть, я окончил техническое училище на базе Кировского завода и получил профессию чертежника-конструктора по сантехническим устройствам. И знаете, эти навыки мне очень помогли в работе клоуна. Все свои приспособ- ления я разрабатывал на бумаге и сейчас так работаю. Черчу, клею, рисую, мастерю — все сам. Помните мой старый номер со швейной машинкой? Я тут решил его восстановить и сейчас делаю весь реквизит заново.

— Придумывая образ печального интеллигента во фраке, от своего характера шли? — Это придумалось само собой. Когда я ходил по проволоке, сочинился номер про человека, который зачитался газетой, ударился головой о столб и поднялся с синяком под глазом. Я прятал карандаш в газете и лежа быстро-быстро рисовал фингал. И мне пришло в голову, что мой герой должен быть интеллигентом, так будет смешнее. Я поменял простой костюм на фрак, и так родился мой образ. Этот фрак, в котором я приехал к вам, мне сшили лет тридцать назад на «Ленфильме» для какого-то фильма про клоунов.

— Жизнь клоуна — это праздник каждый день. Что вспоминается в первую очередь? — Многое. Постоянно что-то случается. Однажды в Приозерске перед выступлением на стадионе мы обедали за сценой. Подошла маленькая черненькая дворняжка и села рядом. Я поделился с ней хлебом, салом и вареным яйцом и пошел готовиться к выходу. И вот в разгар нашего номера на дорожке, которая идет от сцены к зрителям, появляется эта дворняга и смотрит на меня. Я стал импровизировать — встал на четвереньки и пополз к ней, а она ко мне. Тогда я, пытаясь представить себе собачью логику, подпрыгнул на четвереньках. И она подпрыгнула. Зрители заходятся от смеха и восторга. Я встаю на ноги и начинаю убегать от дворняги, а она за мной, да с таким звонким лаем. Минут десять она меня гоняла по всему стадиону. Потом наш директор меня спросил: «Когда вы успели собаку выдрессировать?» А еще вспоминается, как я однажды побил человека. Да не просто человека, а зрителя, причем во время представления. Сидел один такой бугай в первом ряду и ломал жонглерские кольца, которые падали на край сцены. Ломал специально, с гаденькой такой ухмылкой. И я спустился в зал, снял цилиндр, аккуратно положил его рядышком, извинился перед публикой и как врезал ему по морде. О чем и по сей день нисколечко не жалею.

Сергей Виноградов

Источник: www.35media.ru
© "Yodda" Новости регионов России, 2015. | e-mail: site@newsbomb.ru

Мнение редакции интернет сайта newsbomb.ru никогда не совпадает с мнением, высказаным в новостях. Пользовательское соглашение
Яндекс цитирования